Как изменятся жилой район Лебяжий и застройка между железной дорогой и ул. Маяковского. Архитектурно-градостроительный Совет при главном архитекторе Минска рассмотрел замечания, поступившие во время общественного обсуждения детальных планов этих территорий. О его результатах читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Лебяжий

Жилой район уже сформирован, все запланированные дома возведены, однако социально гарантированных объектов не хватает. Обеспеченность детскими садами сегодня составляет лишь 59 % от нормы, школами — до недавних пор была 70 %. Потому детальный план территории откорректировали, предусмотрев строительство необходимых объектов образования, здравоохранения и других. По проекту в Лебяжьем появятся еще два садика. Новая школа уже работает с осени прошлого года. В планах также возведение поликлиники, еще нескольких зданий с объектами культурно-просветительного и торгово-бытового назначения.
Где появится все перечисленное? Один детский сад запланирован на ул. Мястровской возле жилого комплекса «Лазурит». Сейчас там свободная территория. Рядом останется место для спортивных площадок. Второе детское дошкольное учреждение расположится по соседству с новой школой, слева от нее на ул. Ильянской. Справа от учебного заведения намечено построить объект культурно-просветительного назначения. По другую сторону этой же улицы, напротив садика, зарезервировано место для поликлиники на 500 посещений в смену. Рядом с учреждением здравоохранения оставлены участки для двух объектов: торгово-бытового и общественного назначения. Дошкольные учреждения и поликлинику предполагается возвести в первую очередь — до 2028 года, остальные объекты — до 2033-го.
Во время общественного обсуждения жители предложили их конкретное наполнение. Так, в одном из сооружений на двух этажах могут разместиться супермаркет, кофейня, бар, аптека, зоомагазин, магазины спорттоваров, цветов, одежды, развлекательный центр, фуд-корт, открытый паркинг. В другом, также двухэтажном, — банк, салон связи, фитнес-центр, ресторан, 2–3 поста ручной мойки автотранспорта, другие объекты обслуживания, подземный паркинг.
Что касается будущего здания рядом со школой, там, по мнению минчан, были бы уместны детский обучающий центр, студии — музыкальная и изобразительного искусства, кафе, ресторан быстрого питания, кинотеатр, боулинг, спа-центр, бассейн, тир.
Разработчики детального плана отметили, что предложения не противоречат назначению запланированных объектов, поэтому можно учесть пожелания горожан при разработке градостроительных паспортов на инвестиционные участки.
А вот с замечанием жителей о предполагаемой нехватке парковочных мест возле нового дома на ул. Мястровской члены градостроительного совета не согласились. Суммарная обеспеченность жилого района местами хранения личного транспорта составляет 120 %, превышая примерно на 2 тыс. количество машино-мест, требуемых по расчетам. Проблемы с парковкой периодически возникают из-за спортивных мероприятий в «Минск-Арене», притягивающих дополнительные авто в это место. Но такие ситуации кратковременны.
Улица Маяковского

Речь идет о территории в границах ул. Денисовской — Маяковского — Аранской — полосы отвода железной дороги Минск — Гомель. Это зона смешанной высокоплотной жилой застройки, в которой расположены 60 домов, из них более половины — многоэтажные. Есть общежития и 25 усадеб, которые находятся в основном вдоль железной дороги и в зоне ее воздействия.
Все многоквартирное жилье здесь сохраняется, а вот частный сектор, как и планировалось ранее, подлежит сносу. Известно, что в перспективе добавится одна полоса железной дороги в направлении Осиповичей — сохранить усадьбы там не получится. Однако если ранее на их месте предполагались многоуровневые паркинги, то теперь вдоль железной дороги предусмотрено выделить инвестиционные участки для общественной, коммунальной, производственной застройки с минимальной санитарно-защитной зоной, для объектов малого бизнеса. Будущие здания должны иметь встроенные гаражи, чтобы обеспечить нужное количество парковочных мест.
Также к сносу по проекту запланированы металлические гаражи, находящиеся на этой территории. Вместо них предполагается многоуровневый паркинг. Но эта позиция вызвала вопросы у членов градостроительного совета, поскольку вряд ли найдется инвестор, готовый снести гаражи и возвести такой паркинг. А значит, намеченное не реализуется. Возможно, есть смысл передвинуть решение вопроса о сносе гаражного массива на более поздний срок. При этом архитекторы согласились, что надо постепенно менять давно сложившуюся картину застройки вдоль железной дороги. Вид городского пространства, особенно на въездах в центр столицы, должен стать более привлекательным.
Что касается замечаний граждан, поступивших во время общественного обсуждения проекта, то в основном жителей интересовало, когда будут сносить усадьбы на ул. Надеждинской и есть ли инвестор на этот участок. На совете прозвучало: не факт, что удастся снести частные дома до 2030 года, как запланировано в ПДП. Не исключено, что это сделают позже.
В итоге проект рекомендован к утверждению с указанием более четких сроков его реализации: что планируется выполнить в первую очередь и что — после 2030-го.
Фото Сергея Лукашова и с сайта planetabelarus.by